Рис. 13.25. Приспособления для снятия пружин клапанов: 1 - приспособление для сжатия пружин; 2 - приспособление для подачи воздуха в свечное отверстие.
Если есть возможность воспользоваться источником сжатого воздуха под давлением 0,7-1,0 МПа (7-10 кгс/см2), то заменить маслосъемные колпачки можно без снятия с двигателя головки блока цилиндров. Если источника сжатого воздуха нет, придется снять головку блока цилиндров, так как на двигателях семейства Duratec-HE фиксация клапанов механическими приспособлениями, вставленными в свечное отверстие, невозможна.
Вам потребуются: приспособление 1 (рис. 13.25) для сжатия пружин клапанов, приспособление 2 для подачи воздуха в свечное отверстие (можно изготовить из неисправной свечи зажигания), пинцет (или намагниченная отвертка) для извлечения сухарей из тарелок пружин клапанов клещевой или инерционный съемник маслосъемных колпачков. У показанного съемника на другом конце есть оправка для напрессовки колпачков. При отсутствии такого съемника потребуются пассатижи для снятия колпачков и оправка подходящего диаметра для их напрессовки на направляющие втулки клапанов.
Рис. 13.26. Снятие звездочек распределительных валов: 1 - отверстие для разблокирования натяжителя цепи; 2 - верхняя заглушка крышки привода газораспределительного механизма; 3 - болты крепления звездочек; 4 - натяжитель цепи
Снимите декоративный кожух двигателя.
Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
Снимите крышку головки блока цилиндров.
Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.
Извлеките заглушку из отверстия 1 (рис. 13.26) и, нажав тонкой отверткой через отверстие на храповик, разблокируйте натяжитель 4 цепи.
Осторожно проверните выпускной (правый) распределительный вал ключом за шестигранник в направлении нормального вращения, чтобы утопить шток натяжителя цепи.
Выверните верхнюю заглушку 2 крышки привода газораспределительного механизма и вверните в отверстие болт М6х25 мм, тем самым зафиксировав шток натяжителя в утопленном положении.
Привяжите проволокой звенья цепи к звездочкам распределительных валов, закрепите звездочки на головке блока цилиндров и выверните болты 3 крепления звездочек, удерживая распределительные валы ключом за шестигранник.
Ослабьте затяжку болтов крепления десяти крышек подшипников распределительных валов в порядке, показанном на рис. 13.23, после чего окончательно выверните болты.
Снимите распределительные валы и извлеките толкатели клапанов. Запомните расположение снятых толкателей, чтобы при сборке установить их на свои места.
Установите приспособления для снятия пружин клапанов на 1-й цилиндр двигателя, как показано на рис. 13.25.
Подайте в свечное отверстие 1-го цилиндра сжатый воздух под давлением 0,7-1,0 МПа (7-10 кгс/см2).
Сожмите приспособлением пружину одного из клапанов и выньте из тарелки пружины с помощью пинцета или намагниченной отвертки два сухаря. Затем снимите приспособление.
Снимите тарелку и пружину клапана.
Спрессуйте маслосъемный колпачок с направляющей втулки клапана. Для этого установите на колпачок цангу инерционного съемника маслосъемных колпачков и резко ударьте бойком по втулке цанги. Затем еще раз резко ударьте бойком по ручке приспособления, спрессовав тем самым колпачок с втулки.
При отсутствии инерционного съемника колпачков снимите колпачок специальным съемником клещевого типа или пассатижами, прикладывая усилие строго вверх и не проворачивая колпачок, чтобы не повредить направляющую втулку клапана.
Перед установкой новых маслосъемных колпачков рекомендуем снять с них пружины, иначе колпачки можно повредить, когда они будут проходить через проточки под сухари на клапанах. Если в комплект новых колпачков входит пластмассовая установочная втулка, пружины можно не снимать. В этом случае наденьте втулку на стержень клапана.
Смажьте внутреннюю поверхность маслосъемного колпачка моторным маслом и продвиньте колпачок по стержню клапана до направляющей втулки.
Установите оправку для запрессовки колпачка. Легкими ударами бойка по оправке запрессуйте колпачок до упора. При отсутствии специального приспособления можно подобрать цилиндрическую оправку подходящего диаметра и напрессовать через нее колпачок легкими ударами молотка по оправке.
Снимите направляющую втулку со стержня клапана или наденьте на колпачок пружину, если ее снимали.
Установите пружину и тарелку клапана в порядке, обратном снятию. Установите сухари с помощью приспособления так, чтобы они вошли в проточки стержня клапана. После установки сухарей ударьте молотком через металлический стержень по торцу клапана, чтобы сухари сели на место.
Аналогично замените маслосъемные колпачки остальных трех клапанов 1 -го цилиндра и клапанов остальных цилиндров.
Установите распределительные валы таким образом, чтобы кулачки клапанов 1-го цилиндра были направлены вверх, и затяните болты крепления крышек подшипников распределительных валов в порядке, обратном показанному на рис. 13.23, в два этапа:
I этап — моментом 7,0 Н м (0,7 кгс м);
II этап — моментом 16,0 Н м (1,6 кгс м).
Перед установкой звездочек на распределительные валы установите на кулачки клапанов 1-го цилиндра специальную стопорную планку, фиксирующую распределительные валы от проворачивания (см. рис. 13.8). Вверните, не затягивая, болты 3 (см. рис. 13.26) крепления звездочек, после чего выверните болт М6х25 мм, фиксирующий шток натяжителя цепи (см п. 7). Затяните болты 3 моментом 72 Н м.
Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.